Сёмик (продолжение)

 

 

Во вторник зеленых святок шли на могилы тех, кто умер не своей смертью, и там пели обережные песни. Этим семицкое поминовение отличается от пасхального. Умерших неестественной смертью раньше хоронили отдельно, потому что считалось, что они ушли на тот свет, не растратив своей энергии, которая требовала выхода. Поэтому такие души, по народному поверью, искали возможности ее реализовать на живых: они могли навредить им, утащить с собой в могилу и т.д. И сегодня Троица — единственный день, когда православная церковь допускает поминовение самоубийц.

 

В четверг перед Троицей женщины ходили в баню с березовыми вениками. Ветви дерева в этот день по поверью обладали очень чудодейственной силой. Парясь в бане, с каждым ударом по разгоряченному телу березовым веничком приговаривали желания. Также считалось, что болезни выбиваются  в этот день и никогда не возвращаются. 

В этот день праздничное настроение царило везде: хороводы, песни, совместные трапезы, игры с чучелами, гадания с венками наполняли села и дома. Венками украшались головы как знак жертвоприношения. Венок считался символом бессмертия, связи живых и мертвых, поэтому на венках гадали о будущем, жизни и смерти.

 

 

 

Субота перед Троицей называлась клечиной. Считалось, что в этот день предки покидают загробные миры и живут среди людей. По этому случаю старший в семье, старший рода ехал в лес и привозил домой березовые ветки — клечание. Ветки забирали в дом, на загоны, конюшни, хлева, несли в кладовые, риги, на пасеку. 

Наши пращуры верили, что после смерти человека, его душа селится в деревьях. Поэтому ломать ветки в какой-либо другой день, кроме Троицы, было строго запрещено и считалось надругательством над душой умершего предка.

Всю ночь перед воскресным днем вдоль берегов жгли костры для защиты от водяного, т.к.верили, что в полночь он начинает поднимать воду из берегов.

 

 

Воскресенье — Троица. В этот день старались без венков не ходить, потому что в эту пору особенно лютуют русалки. Они бегают по лесам, водят хороводы, греются в лучах месяца и завлекают прохожих, дабы утопить, закружить до смерти в хороводе или защекотать до удушья. Славяне старались держать при себе обереги и, особенно, полынь, которая способна отпугнуть русалок.

В Троицу начинались обряды закладки новых домов.

 

Понедельник — Духов день. В этот день Земля — именинница. Никто не работал. Запрещалось скакать, прыгать и топать. У Земли просили прощения, благодарили и просили уберечь от бед. Приносили жертву полевику (старались принести так, чтобы никто не увидел, пару яиц и украденного у соседей старого безголосого петуха).

в Духов день проводился особый обряд «проводов» русалок обратно в реку. Русалкой в этом случае служило ряженое чучело, шест или ритуальное деревце. Шумная процессия шла с ним по селу с пением «Русалочку до бору проведу…». Все березы из села выносились, их раздевали и уничтожали, забрасывая песком или утопив в реке. 

 

Т.о., семик, зеленые святки символизирвали собой цикличность жизни, мироздания: «рождение – жизнь – смерть», которые присутствуют во всех обрядах праздника, и одиин из них — это плетение венков. Молодые девушки — главные участицы летних святок — олицетворяют собой время расцвета. Потом придет материнство, бабий век и неизбежное увядание. 

После семицкой недели начинались полевые работы. До следующего очень значимого и уважаемого славянами – дня Ивана Купала.

 

 

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.